Зимняя эксплуатация аккумулятора

Как известно, срок службы любого аккумулятора зависит не только от технологии изготовления и фирмы-производителя, но и от непосредственных условий, в которых работает аккумулятора. Если же говорить конкретно об автомобильном аккумуляторе, то условия его эксплуатации весьма некомфортные: это и высокие токи разряда при запуске двигателя, и прерывистая зарядка от генератора (аккумулятор заряжается только во время движения автомобиля и работы на холостом ходу), и нестабильное напряжение при подзарядке (напряжение на выходе генератора зависит от оборотов двигателя), и постоянная тряска и покачивание во время движения автомобиля. Не стоит так же забывать о возможных неполадках в электронном оборудовании автомобиля, которые приводят к скачкам напряжения в бортовой сети и коротким замыканиям. В конечном итоге, все это может привести к существенному сокращению номинального срока службы аккумулятора автомобиля.

Но, в холодное время года, зимой условия эксплуатации автомобильного аккумулятора еще больше ужесточаются: появляются дополнительные потребители электрической энергии, такие, как обогрев стекол и зеркал, подогрев автомобильных кресел, работа печки, которые создают значительную дополнительную нагрузку на аккумулятор, а низкая температура окружающей среды снижает способность автомобильного аккумулятора накапливать и отдавать заряд. Поэтому, для поддержания работоспособности, зимой аккумулятору автомобиля необходим особый уход.

Эксплуатация автомобильного аккумулятор зимой и в холодное время года.

Первую очередь следует напомнить об основных правилах использования аккумулятора автомобиля, применимых в общем случае.

Общие правила эксплуатации автомобильного аккумулятора:

  • Необходимость поддержания нормативной плотности электролита аккумуляторной батареи на нужном уровне. Т.е. периодически необходимо делать замеры плотности электролита. В случае недостаточной плотности необходимо поставить аккумулятор на подзарядку автомобильным зарядным устройством. При этом, не в коем случае не стоит увеличивать плотность электролитам доливая в аккумулятор кислоту - в этом случае вместо ожидаемого положительного эффекта вы только снизите способность аккумулятора накапливать электрическую энергию, а то и во все приведете ваш аккумулятор в негодность. Плотность электролита определяется специальным прибором:

 Прибор для определение плотности электролита

Определение плотности электролита аккумулятора

Ниже представленная таблица поможет вам определить степень разряженности вашего аккумулятора по значению плотности электролита:

Плотность электролита

 

  • Периодическая диагностика системы подзарядки от генератора автомобиля. Т.е. проверка целостности электрической цепи между генератором и аккумулятором, натяжения ремня генератора и надежности крепления силовых проводов к клеммам. Если ток от генератора не поступает на клеммы аккумуляторной батареи, то ваш аккумулятор быстро сядет, т.к. именно с него подается питание на электрооборудование автомобиля, а не напрямую с генератора. А при постоянной работе в таком режиме аккумулятор к тому же очень быстро придет в негодность. Для хорошего контакта между клеммами аккумулятора и силовыми проводами, клеммы необходимо зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы убрать слой оксида свинца с поверхности, смазать клеммы литолом, чтобы защитить от дальнейшего окисления, а так же зачистить контактные пластины самих поводов, и, на последок, надежно присоединить провода к клеммам аккумулятора.

Но, как уже было сказано выше, при эксплуатации аккумулятора зимой придерживаться стандартных инструкций недостаточно! Ниже перечислены дополнительные специфические правила эксплуатации авто аккумулятора именно в холодное время года.

Основные правила правильной эксплуатации автомобильного аккумулятора зимой:

  • Утепление аккумулятора. Для утепления аккумулятора можно воспользоваться любыми подходящими теплоизоляционными материалами, либо приобрести специальный теплый бокс для автомобильного аккумулятора, который сейчас не сложно найти в свободной продаже. При этом следует иметь в виду, что при работе автомобильный аккумулятор не нагревается, поэтому имеет смысл покупать только бокс со встроенной системой подогрева, в противном случае польза от данного устройства будет небольшая. Внешний вид такого утепленного бокса представлен на рисунке:
    Теплый бокс для аккумулятора с подогревом 
  • Периодическая подзарядка аккумулятора зарядным устройством. Зимой у аккумулятора значительно снижается способность накапливать и отдавать заряд, он хуже заряжается и быстро разряжается. Более того, зимой также существенно ускоряется процесс саморазряда, батарея вашего автомобиля может разрядиться даже, если ваш автомобиль просто редко эксплуатируется или стоит без движения длительное время. Поэтому необходимо регулярно проверять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи и при необходимости подзаряжать аккумулятор зарядным устройством.

Если напряжение на клеммах вашего аккумулятора опустится ниже указанных значений, то ему необходима срочная подзарядка. Иначе, вы рискуете тем, что ваш автомобиль просто не сможет завестись в самое неподходящее время.

  • Правильная настройка системы автозапуска и предпусковых нагревателей. Зимой многие владельцы автомобилей пользуются автозапуском с сигнализации и предпусковыми нагревателями двигателя, т.к. запуск холодного двигателя сильно снижает его ресурс эксплуатации. Но, при этом, большинство автовладельцев почему-то забывают, что и при использовании предпусковых нагревателей, и при использовании функции автозапуска автомобильной сигнализации тратятся заряд аккумулятора автомобиля. Чтобы компенсировать потерю заряда при запуске двигателя, требуется порядка 15 минут работы двигателя при оборотах более 1500. При этом, следует помнить, что при работе на холостом ходу обороты двигателя обычно не превышают величину в 700-800 оборотов в минуту. Поэтому, оптимальной настройкой для автозапуска будет автоматический запуск двигателя при охлаждении до 15 градусов Цельсия и временем работы двигателя в режиме прогрева не менее 15 минут. В зимнее время температура воздуха может резко упасть буквально за считанные часы, при этом, если система автозапуск настроена по таймеру, то при очередном запуске двигатель может быть уже полностью остывший. В настройках предпускового нагревателя необходимо обязательно отключать функцию прогрева салона. Толком салон прогреться все равно не успевает, а вот нагрузка на аккумулятор при этом очень большая.
  • Избегание езды на короткие дистанции. Как уже было указано в предыдущем пункте, для восстановления заряда, затраченного аккумуляторной батареей на запуск двигателя, необходимо около 15 минут работы двигателя. Поэтому, езда на короткие расстояния, требующие менее 15-20 минут по времени или же на чуть большие расстояния, но со скоростью ниже 40 км/час, приводит к постепенной разрядке вашего аккумулятора. В принципе, данный пункт применим и к летней эксплуатации аккумулятора, но в теплое время года влияние этого фактора на состояние аккумулятора не так заметно.
  • Сокращение потребителей электрической энергии. Зимой сложно обойтись без таких полезных опций современных автомобилей, как подогрев сидений, печки, обогрева стекол, но все эти, безусловно, нужные опции являются очень существенной дополнительной нагрузкой на автомобильный аккумулятор. В конечном итоге это приводит к тому, что потеря энергии аккумулятором на питание всех электроприборов автомобиля не будет в полной мере компенсироваться зарядным током от генератора. По этой причине, необходимо, по возможности, ограничить использование второстепенных потребителей тока в зимний период: не включать освещение и музыку во время прогрева мотора, при наличии хорошей теплоизоляции и прогретом салоне автомобиля - выключать на время печку и прочее.
  • Использование специальных морозостойких аккумуляторов в местностях с суровым северным климатом. Для постоянной эксплуатации в условиях низких температур разработаны специальные аккумуляторы. Благодаря применяемым в них пластинам из особого свинцового сплава, такие аккумуляторные батареи сохраняют свои свойства при температурах даже ниже 40-50 градусов Цельсия. Большинство производителей выпускают специальные серии аккумуляторов для работы при низких и очень низких температурах, такие аккумуляторы таких серий, как правило, соответствующим образом маркируются, например "Ice", "Arctic", "Nord" и т.п.
Вверх
269 users have voted.
Оцените статью